Б Ф,Домашников

Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова







АВТОР: ВАЛЕНТИНА СОРОКИНА



Борис Домашников. Баржа. 1950. Картон. Масло. 35Х48.
Борис Домашников. Баржа. 1950. Картон. Масло. 35Х48.














В доме художника Бориса Федоровича Домашникова над письменным столом висит небольшая работа его учителя и духовного наставника Александра Эрастовича Тюлькина, на ней — любимый «тюлькинский» мотив — цветущие окна. На обороте картины надпись: «Только жизнь, отданная любимому делу, может иметь для вас счастье и значение». Слова эти, написанные в 1950 году, стали пророческими: почти пятьдесят лет жизни отдал Б. Ф. Домашников живописи, найдя в этом свое счастье, предназначение, сумев передать через нее свои сокровенные мысли, душу. Творчество художника получило широкое признание, его произведения украшают коллекции множества музеев страны и мира, он удостоен высоких званий народного художника СССР, заслуженного деятеля искусств БАССР, лауреата Государствен­ной премии имени Салавата Юлаева Республики Башкортостан.

Работая над этим изданием, я несколько раз была в мастерской Бориса Федоровича, мы подолгу беседовали, смотрели старые и новые работы... Расположена мастерская на одной из живописных улиц Уфы, уютно сбегающей от мечети почти до реки Белой; совсем рядом — дом-музей С. Т. Аксакова, а чуть выше, на другой старинной улочке — дом, где жил и работал А. Э. Тюлькин. И факт этот — словно знак духовной связи художников разных поколений, главная тема которых — любовь к своей земле, Отечеству. Потому так естественно и просто на мой вопрос, что питает его творчество сегодня, Домашников отвечает одним словом: «Родина».
А начиналась Родина для художника с маленькой деревушки Кригоузово в Ивановской области, где он родился в 1924 году в крестьянской семье. Здесь прошло его детство, напитавшее мальчика картинами природы, деревенского быта, чистотой человеческих отношений «Деревня наша красивая, нарядная, но голодная; окна домов одеты в деревянную резьбу. Хороводы и народные песни — грустные, задушевные, в большие праздники — задорные. Все это волновало мою душу»
Художник Борис Федорович Домашников
Художник Борис Федорович Домашников
Тридцатые годы, индустриализация. Семья переезжает в Уфу. Отец трудится на возведении моторостроительного завода. Бедная жизнь в землянке на окраине Уфы, но жизнь интересная, с ощущением какого-то близкого счастья. Борис — активный участник самодеятельности, читает со сцены стихи М. Жарова, дважды делегат слета юных пионеров, комсомолец. Время исполнено трудового, патриотического пафоса. Оно формирует в нем черты, свойственные поколению тех лет — трудолюбие, веру в будущее, любовь и преданность Родине. Трудности и лишения, которые выпали на детство и юность художника, а затем военные годы, не сломили в нем огромного жизнелюбия, внутренней активности.
Когда началась война, Борис Домашников стал работать в художественной мастерской горкомхоза. Писал яркие призывные лозунги, плакаты; приходилось делать и солдатские похорон­ные таблички. Глубочайшие юношеские переживания той страшной для страны поры Борис Федорович запомнил навсегда, и так или иначе они присутствуют в его работах, проявляясь, быть может, в мудрой внимательности, с какой художник относится ко всему сущему.
Художник... Долгие годы это было мечтой. «Никогда не забуду, как к нам на Цыганскую поляну пришел художник и написал весеннюю лужу. Этот этюд и сейчас хранится в моем сознании. Покупал краски — масляные, акварельные. Мне нравились разливы алой и голубой на белой тарелке. Это не давало мне покоя».
Борис Федорович Домашников. Под Уфой. Весна. 1954. Картон. Масло. 36Х49.
Борис Федорович Домашников. Под Уфой. Весна. 1954. Картон. Масло. 36Х49.
Год окончания войны стал радостным вдвойне. Юноша становится студентом Уфимского театрально-художественного училища. Б. Домашникову повезло с педагогами. Порфирий Марко­вич Лебедев — это он обращал учеников к большой русской культуре, воспитывая их в традициях чистяковской школы рисунка. «Посмотри как линия уходит, почувствуй, как она поет, — учил он нас, ставя нам правильный рисунок», — вспоминает Борис Федорович.
Живопись преподавал Александр Эрастович Тюлькин, к тому времени известный художник, прошедший школу Н. И. Фешина. «Я сначала очень стеснялся его, в училище всегда старался встать в последний ряд, чтобы он реже ко мне подходил. Но когда он однажды сказал, глядя на мой этюд натурщицы: «Ба, да ты понимаешь в живописи!» — это было высшей похвалой. Сложность живописной культуры Тюлькина мне раскрывалась постепенно, с годами, и в последующем он оказал колоссальное влияние на меня».
Мария Васильевна Беспалова вела композицию театрального эскиза. Она была постоянно рядом с учениками — в студии, на пленере и смогла передать им свой богатый художественный вкус и культуру. Она уже тогда поняла лирический характер дарования Домашникова и посоветовала ему взять на диплом эскизы декораций к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Борис Федорович Домашников. Охлебинено. 1954. Картон. Масло. 35Х50.
Борис Федорович Домашников. Охлебинено. 1954. Картон. Масло. 35Х50.
Годы после окончания училища были годами самоутверждения, самообразования. Конечно, много времени и сил отнимали преподавание рисунка в школе и работа художника в кукольном театре, куда Домашникова пригласила организатор и руководитель театра М. Н. Елгаштина. Но и это было не зря. Годы работы с Марией Николаевной, человеком артистичным, благородным, требовательным, проникновенным художником, выросшим в среде русских мастеров, дали Борису Федоровичу много доброго и полезного.
Художественный музей имени М. В. Нестерова... Его коллекцию русской классики Домашников изучил досконально. Крестьянская Русь А. Саврасова, пейзажи И. Левитана, «Вечер в деревне» В. Бакшеева — их проникновенность казалась удивительной, щемила душу. Он не уставал открывать для себя Нестерова, учился у него слышать, чувствовать природу, даже копировал, желая проследить ход кисти мастера.
Здесь же работы К. Давлеткильдеева, удивительного акварелиста, полотна А. Тюлькина, А. Лежнева, Т. Нечаевой, театральные эскизы М. Арсланова — таких ярких и разных мастеров. Душа Б. Ф. Домашникова не устает трудиться, он стремится постичь все это богатство, найти себя.
Хороший учитель в этом деле — натура. Моменты общения с ней — радость. В любую сво­бодную минуту Борис Федорович идет с этюдником на природу, это привычка еще со студенческих лет. Именно тогда были созданы первые работы, показанные в 1949 году на республиканской выставке. «В парке» (1949 г.), «Баржи» (1950 г.) и другие пейзажи тех лет — натурные этюды, в которых молодой живописец решает задачи цветовых, тоновых отношений. Но не только. По тому, как живет в них природа, бурно дышит или грустит, как в ней все подвижно или затихло в напряженном ожидании, чувствуется стремление художника придать эмоциональную окраску образам природы. Скромность мотива в них возмещается настроением, благородным звучанием колорита,
Борис Федорович Домашников. Весна на Псковщине. 1959. Холст. Масло. 99Х77.
Борис Федорович Домашников. Весна на Псковщине. 1959. Холст. Масло. 99Х77.
В 1953 году Домашников написал пейзаж «Зимка». С этого пейзажа, выполненного в несколько сеансов из окна родного дома на Цыганской поляне, начинается новый этап в творчестве живописца, когда ему удается, в определенной мере, осмысленно подойти к натуре, отобрав в ней лишь те детали, которые выявляют замысел. Согласно замыслу появилась и композиционная выстроенность, пусть несложная, но уже «домашниковская» с удивительно уютным решением пространства. При этом художник сохраняет свежесть и теплоту чувств, восприятия, тонко передав момент тихих зимних сумерек, когда скупые лучи солнца еще скользят по крышам, а прохладные голубые тени опускаются на запорошенную снегом землю.
В том же году Борис Федорович отправляется вместе с А. Э. Тюлькиным в Москву, и пейзаж «Зимка» экспонируется на выставке произведений художников автономных республик РСФСР. А. Тюлькин представляет молодого живописца известному мастеру пейзажной живописи А. Грицаю, который отнесся с интересом к работе, художнику и впоследствии оказывал ему поддержку и внимание.
Москва открыла Б. Домашникову мир большого искусства Третьяковская галерея, иконопись, захватывающая мудрой простотой и величием, чистотой и силой цвета Наконец-то он увидел в подлинниках шедевры И. Левитана, В. Серова, М. Врубеля, ощутил духовную близость с работами любимых советских мастеров пейзажа Н. Ромадина, В. Бялыницкого-Бируля, С. Герасимова Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открыл ему живопись барбизонцев, импрессионистов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий